Виртуальная экскурсия "Легенды Республики Коми"

19 июня 2020

Финно-угорский этнопарк предлагает Вашему вниманию виртуальную экскурсию по местам, окутанным легендами и преданиями.

Как только ограничительные меры будут отменены, приглашаем посетить туры и экскурсии по Республике Коми и воочию познакомиться с уникальными природными объектами и рукотворными памятниками культуры. Информация о турах и контакты здесь: https://vk.com/komitraveller

Авторы экскурсии: Белоцветова Е.А., Габушева Д.А.

Фото из интернета.

BrIb2NPL64U.jpg Manpupuner1.jpg

Маньпупунёр

Мань-Пупы-Ньёр (точнее «Мань Пупыг-Нёр» – в переводе с языка манси Большая гора идолов).По одной из легенд в древности жило могущественное племя манси. Любой мужчина этого племени мог убить медведя голыми руками. Такое процветание и могущество народу обеспечивали духи, которые обитали на горе Ялпинг-Ньер. Правителем манси был Куущай, у него были дочь Аим и сын Пыгрычум. О красоте его дочери узнал великан — Торев. Он решил, что любой ценой возьмет себе в жены Аим. Но красавица отказала ему. Когда Пыгрычум ушел в горы на охоту, забрав с собой часть воинов, Торев позвал своих братьев, и они вместе отправились к крепости, где жила красавица Аим. Большой дубиной великан разрушил и башню, где Аим взывала о помощи к духам, и хрустальный замок, который разлетелся на тысячи осколков. Кстати, именно с тех пор в горах Урала находят осколки горного хрусталя. Девушке пришлось скрываться под покровом темноты в горах с кучкой выживших воинов. На рассвете Аим услышала топот приближающихся великанов, но именно в этот момент подоспел ее родной брат Пыгрычум, который вернулся с охоты. Свет, который отражался от щита Пыгрычума, попал на великанов, и они превратились в камни. Великаны остались здесь навеки и были названы «Горой каменных идолов». Торев превратился в отдельный камень, который напоминает перевернутую бутылку.

illyakrest.jpgchern.jpg

Загадочный народ чудь

Удорский район богат не только природными красотами, но и мистическими преданиями. По легендам, собранным в Чернутьево, раньше здесь жили чуди (вепсы). Чуди - это древний, неверующий народ, живший в незапамятные времена. Предания говорят, что крещёные стали коми, а некрещёные – остались чудью. Чуди как и обычные люди, они едят, пьют, парятся в банях, ездят на лошадях. И в то же время они не видимы, всячески вредят людям, и от их присутствия можно избавиться только с помощью молитвы и креста. На предполагаемом месте, где был «Чудский город», стоит крест «Илля крест».

В некоторых преданиях говорится, что чудь закопала себя на склоне кар - нöрыса, в других, что утопили они свое имущество в озере Войсас-ты, а сами с берега опустили головы в озеро и утонули. И сегодня можно услышать легенду, что в окрестностях Чернутьево спрятан клад (ящик с золотом, ночью светится). Это чуди, когда бежали, не донесли, спрятали.

c43ff9800400b2d0c75e5fb4452921dc.jpgivaschka.jpg

Староверы в Усть-Цильме

Печорская Русь — так называют глухие таежные места вблизи Полярного круга. Русские северяне века назад обжили богатые рыбой нижние берега Печоры: поморы и староверы, ссыльные и промысловики.

Зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем выходца Великого Новгорода - Ивашки Дмитриева Ластки, которому царь Иван Грозный пожаловал царскую грамоту на пользование землями по реке Печора - огромные земли с богатейшими рыбными промыслами и драгоценным пушным зверем.

Иван Грозный повелел слободчику Ивашке «на том месте и впредь жити и двор ставити и людей призывати». 1542 год считается датой основания села Усть-Цильма. Село названо по его расположению в устье реки Цильмы (русское слово чильма означает «моховое болото, топкий торфяник»).

Ежегодно и по сей день в начале июля в районе проводится уникальный праздник – Усть-Цилемская горка, сохранивший в обрядовом хороводном действе со слаженным пением, участники которого одеваются в яркие традиционные наряды.

В 2004 году «Усть-Цилемская горка» удостоена статуса Республиканского праздника, а в 2016 году – статуса Межрегионального праздника.

Ыб православный

Впервые название населенного пункта Ыб встречается в письменных источниках в 1586 году.

(В переводе с коми языка слово «ыб» означает «возвышенность»).

Считается, что из сыктывдинских земель исходят духовные истоки коми народа. Среди взгорок в окрестностях Ыба отовсюду видна часовня. Её строительство тоже связывают с легендой. Когда православный миссионер святой Стефан Пермский посетил здешнюю деревеньку, чтобы обратить коми-язычников в истинную веру, они встретили его враждебно. За что первосвятитель наложил на деревню заклятие, согласно которому все местные мужчины будут умирать рано, в цветущем возрасте. Чтобы задобрить разгневанного святого, жители этой деревни всем миром возвели церковь Стефановскую.

С тех пор местные мастера выстроили немало храмов, которые до сих пор поражают своей красотой и величием, остались действующих 6 храмов из 13, 10 святых источников. На сегодняшний день, Ыб – одно из самых популярных мест для приезжающих в Республику Коми паломников.

hudoevo.jpg

Кöрт-Айка

Железный Свекор – верхневычегодский могучий колдун. Кöрт-Айка наделен чудовищной силой и колдовскими способностями, направленными против людей: «Сделал себе одежду из железа, надел на голову железную шапку, а через Эжву протянул железную цепь, которую сковал сам… Изба у него была тоже железная, лук и стрелы железные, все у него было из железа». Основным занятием Кöрт-Айки было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью. Более того, Кöрт-Айка был первокузнецом, поскольку до него ковать железо никто не умел, но своим знанием ни с кем не делился. Согласно преданию, Стефан Пермский, плывя в лодке вверх по Вычегде, вступил в поединок с Кöрт-Айкой, и победил его. На месте его гибели возникло село Корткерос…

В настоящее время на родине Корт-Айки проходит межрегиональный фестиваль кузнечного мастерства с одноименным названием.

kort.jpgkortaika.jpg

Кыска

Персонаж коми-зырянского предания о Стефане Пермском, печорский колдун Кыска.

295d5f4a9b7e499789a3bc102373355f.max-1200x800.jpg

Согласно преданию, когда Стефан крестил верхневычегодских коми-зырян, он обрел среди новокрещенных ревностную помощницу в лице девушки по имени Ульяна.

Прибыв на Вычегду, Кыска пленившись красотой девушки, решил увезти ее с собой на Печору.

соорудили монастырь, названный Ульяновским. Это же наименование получило возникшее там селение.

Чтобы наказать Кыску за его преступление, Стефан отправился на Печору. Подъезжая на лодке к жилищу Кыски, Стефан увидел, что река перегорожена железными цепями. Стефан произнес заговор и ударил по цепи крестом, цепь лопнула и затонула.

На месте гибели Кыски Стефан выстроил церковь и Троицко-Печорский монастырь.

Охотник Йиркап

laIRJS-2yZ0.jpgNazionalnyi-muzei-Komi.5jpg.jpg

Одной из самых известных коми легенд является сказание о Коми охотнике Йиркапе, это предание исходит из глубины веков. Великий охотник Йиркап обладал чудесными лыжами необыкновенной скорости, он мог догнать любого лесного зверя. Предание насыщено фантастическими элементами: дерево, истекающее кровью при ударе топором, голубой олень, колдунья, жаждущая гибели Йиркапа. Злая колдунья погубила Йиркапа, он утонул в озере, пытаясь перейти его на своих знаменитых лыжах по ломкому льду. До сих пор место, около которого утонул легендарный коми охотник, называется Йиркапув.

В 1960 эта легенда получила подтверждение. В Княжпогостском районе у деревни Синдор, на глубине 0,8-3,0 метров раскопали более 200 древних деревянных изделий и предметов. Одним из найденных предметов - кусочек лыжи Йиркапа со скульптурной головой лося.

Экспонат Коми культуры возрастом 7 тыс. лет экспонируется в Коми национальном музее в городе Сыктывкаре. Это деревянный кусочек лыжи, передняя часть украшена скульптурной головой лося. Он недавно возвращен в Сыктывкарский музей.

Манарага

manaraga_0_max.jpg

В Национальном парке Югыд-Ва на территории Республики Коми расположена мистическая гора Манарага (1662 м). Ее по праву называют Царицей Уральских гор и считают самой красивой вершиной Урала.

С ненецкого — «медвежья лапа» («манна» — передняя лапа медведя, «раха» — подобный).

«Согласно арийским преданиям прапредок людей Ману, спасаясь от потопа, прикрепил свой корабль к рогу огромной рыбы и остановился на отроге горы, которая с тех пор называется «Склоном Ману».

Женой Ману, по преданию, стала появившаяся из молока и масла, принесенного прапредком в жертву, женщина по имени Ила или Ида. Рядом с Манарагой течет и сегодня река Ила или Илыч» (использован материал статьи «Гиперборея» А. Г. Виноградова С. В.Жарниковой).

Есть и другая легенда, согласно которой Манарага является местом погребения Святогора. Великан Святогор — былинный богатырь и защитник русской земли, которого родная земля не могла сносить из-за его

тяжести. Вот и скитался русский богатырь по чужим горам и, якобы, хвастал, что может повалить столб, на котором держится небо и перемешать «земных с небесными», «переведаться силами с небесною силой».

«И когда Святогор-великан, нигде не находивший применения своей неизбывной силе, попробовал поднять суму с «тягой земной», ушел он по колени в землю, лопнули от натуги жилы в богатырском теле, и нашел тут Святогор смерть свою, а маленькая переметная сума так и осталась на месте».

Параськины озёра

maxresdefault.jpgRisunok13.jpg

Водный памятник природы «Параськины озера» располагается на восточном склоне Тиманского кряжа в бассейне р. Тобысь. Это озера карстового происхождения, порой очень глубокие их глубина колеблется от 30 до 17 метров. Вода удивительно холодная и прозрачная.

Самое большое озеро Егор Ты – его водная гладь составляет 9 га.

Второе по величине – Парась Ты – 5 га.

Следующие уникальные озера: Голубое – 4 га, это озеро « Рицца» - Ухтинского района;

озеро «Бабочка» или как раньше называли озеро Кауфмана, пожалуй, самое глубокое.

По легенде, Параськины озёра названы по имени Прасковьи, проживавшей с конца 1920-х годов в районе речки Ухтарка рядом с лагпуктом Ухтпечлаг. В 2020 г. исполнилось 122 года со дня рождения Михайловой Парасковьи Кирилловны – коми охотницы, труженицы тыла.

Легенда о морошке

43.jpgog_og_1516909911239820716.jpg

Девушка-заря, склоняя взор,

Вышивала бисером узор –

После долгой ледяной зимы

Украшала девичьи пимы…

Как-то ветер прилетел во мгле,

И рассыпал бисер по земле!

С той поры далекой поутру,

Косы распуская на ветру,

Девушка-Заря по тундре ходит,

Бисер свой по бусинке находит.

На болотных кочках, у дорожки

Ягодки душистые морошки,

Как живые капли янтаря,

собирает Девушка-Заря.

Автор Прокопий Явтысый

121.jpg

У ненцев морошка - символ женского начала. Орнамент в виде морошки наносят на люльки младенцев в качестве оберега.

Комментарии (0)

Добавить комментарий