С 6 по 18 августа 2018 года в Финно-угорском этнопарке в селе Ыб Сыктывдинского района Республики Коми проходил международный симпозиум «Архаика и современность» с участием этнофутуристов из российских регионов - Башкортостана, Коми, Марий Эл, Мордовии, Пермского края, Татарстана, Удмуртии - и Эстонии.
Конгресс-холл и центр этнопарка почти на две недели превратились в огромную мастерскую – мастёру, как назвала ее Татьяна Зыкова из Удмуртии. Интернациональная команда художников работала на глазах журналистов, сотрудников и посетителей туристического культурно-познавательного комплекса.
Участники симпозиума – художники, скульпторы, поэт. Это известные имена в России и за ее пределами:
Измаил Ефимов – заслуженный художник Российской Федерации и Республики Марий Эл, главный герольдмейстер при президенте Республики Марий Эл, автор гербов Марий Эл;
Татьяна Зыкова — член Республиканского творческого объединения «Ижкар» (Ижевск), участник выставок, фестивалей, международных этнофутуристических симпозиумов современного искусства в Удмуртии, Финляндии и Пермском крае;
Ээро Иявойнен - лектор по рисованию и живописи Тартуской Высшей художественной школы;
Зоя Лебедева — член Союза художников России, участница выставок в Москве, Петербурге, Франции, Швеции и Финляндии;
Юрий Лисовский – член Союза художников России, художник журнала «Арт», изобретатель;
Вера Мехоношина - основатель мастерской этнической одежды «Горт», автор коллекций этно-одежды в коми-пермяцкой национальной традиции;
Ринат Миннебаев - Заслуженный художник Республики Башкортостан, Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, член Союза художников РФ и Международной Академии графики;
Альфия Саргин - член Союза художников России, член правления Союза художников Республики Татарстан, Заслуженный деятель искусств Татарстана, инициатор и участник многих художественных проектов, соединяющих архаику и современность;
Петр Рябов - скульптор-резчик по дереву, член Союза художников России;
Нина Обрезкова - поэт, прозаик, драматург, переводчик, член Союза писателей России, автор собственных и переводных поэтических сборников. Стихи переведены на русский, финский, эстонский, венгерский, карельский, мордовский, марийский, удмуртский, английский, французский и другие языки;
Валерия Осташова - художественный редактор детского журнала «Радуга», организатор выставок художественных работ «особенных» детей «Чудь чуть-чуть». Занимается живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством (ткачество, батик), создает арт-объекты;
Валерий Савин - член Республиканского творческого объединения «Ижкар» (Ижевск);
Анатолий Степанов – основатель творческой мастерской керамики «Мугур» («Мелодия земли»);
Александр Туркичев – резчик по дереву, член совета старейшин эрзянского народа;
Сергей Уваров — член Союза художников России;
Ирина Федосова - организатор персональных выставок, участник коллективных выставок в России и за рубежом, педагог Гимназии искусств при главе РК (Сыктывкар), педагог Центра творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском» (Санкт-Петербург). Занимается росписью по шелку.
- Мы год лелеяли идею принять у себя в гостях этнофутуристов России и зарубежья. Благодаря Павлу Георгиевичу Микушеву эта идея реализовалась, - сказала на закрытии симпозиума директор Финно-угорского этнопарка Елена Иванова. – Главной целью сотрудников этнопарка было создать для вас комфортную атмосферу, атмосферу уюта, тишины, чтобы вы могли здесь творить. Надеемся, что место пришлось вам по душе.
- Страх и риск в этом все-таки был, но у всех осталось прекрасное ощущение от того времени, которое мы здесь провели. Художники выложились, высказались, - отметил в ответном слове куратор выставки, яркий представитель этнофутуризма Павел Микушев.
Большая часть полотен, созданных в дни симпозиума, останется в этнопарке, одна из них вольется в экспозицию Музея искусства нефти. Семь картин пополнили коллекцию изобразительного искусства Национального музея Республики Коми, где и родилась идея организовывать этнофутуристические лаборатории.
***
Измаил Ефимов передал Национальному музею Коми диптих «Диалог с Кандинским в Коми».
- Измаил Варсонофьевич, получился симпозиум?
- Симпозиум состоялся. Спасибо организаторам за создание благоприятных рабочих условий. Мы все довольны. Тот, кто организовывал и приглашал, знает, что эти люди могут за короткий период создать даже цикл работ – самодостаточных, оригинальных. Тем более, что на предыдущих симпозиумах отрабатывалась эта методика. Художники знают, как мобилизоваться в короткий период, реализовать свои возможности, чтобы что-то получилось. Возможности колоссальные. Если бы они были обществом востребованы…
- Творческое общение с товарищами по цеху получилось?
- Да, было полезно! Мы стремимся сойтись для близкого общения, чтобы поделиться сокровенным и посоревноваться - если уж на то пошло. Это творческая конкуренция и самореализация. Опытные мастера спокойно к этому относятся, а молодежи очень даже полезно.
- Что вы понимаете под конкуренцией? Этнофутуристы работают в разных жанрах, с разным материалом.
- В любой творческой среде конкурентное начало существует. Это основной принцип движения, развития. Без этого будет самодовольный застой. На пленэрах некоторые художники очень самодовольные, мастеровитые, пишущие прекрасные пейзажи, но пишущие их много лет подряд. А тут каждый раз новое. Что-то хочется внести новое, свежее, какого нет у других художников. И в этом плане мы соревнуемся в оригинальности, свежести видения материала, свежести его постижения.
***
Валерий Савин (Менять Валёр), чей автопортрет передан в Национальный музей Коми, на симпозиуме впервые почувствовал себя частью финно-угорского мира.
Валерий Савин: Отличный симпозиум! Пришло время расставания, и печаль на сердце. Столько было нового, новых встреч, обмен оптом. Ну и почувствовал Север, где не бывал еще. Самое интересное: я с детства интересуюсь доисторическим миром, у меня есть серия работ. И тут вдруг я слышу о белемнитах и аммонитах [вымершие моллюски, которых находят на берегу Сысолы в селе Ыб – прим.]. Я поехал туда, где находят эти вещи, и в музей, ну и, конечно, приобрел – до сих пор не верю! Как раз в точку. Говорят, случайностей не бывает, и на самом деле это так.
***
Ирина Федосова привезла в Ыб из Санкт-Петербурга выставку работ своих учеников «Этника», вместе с поэтом Ниной Обрезковой устроила перформанс «Чудины 7: плач по матери», и впервые написала картину – акрилом на холсте.
Ирина Федосова: Работалось очень легко! Все 100 баллов.
Мне понравилась наша группа. Все делали друг другу комплименты, всем было хорошо и тепло. Что было важным? Комфорт проживания: удобная гостиница рядом с мастерской, питание – то есть в быту художники не застревали. Обычно они [размещаются] либо в школе, на полу в спортзалах, либо в деревенских домах. А тут условия идеальные.
Что было самым интересным? Как ни странно – изоляция. На горе. И огромное пространство – это, наверное, самое первое для работы. У художников маленькие мастерские, а тут такое поле! Они могли передвигаться, общаться, движуха была потрясающая, поэтому выход просто огромный.
***
Симпозиум этнофутуристов задумывался как биеннале, следующий состоится в 2020 году. Лето 2019-го в этнопарке будет посвящено созданию малых художественных форм. Этнофутуристы уже внесли свою лепту, создав три арт-объекта.
_____________________________________________________________
Публикации:
Финно-угорский этнопарк погрузился в «Этнику»: https://www.bnkomi.ru/data/news/82319/
Летающая собака, Йиркап и диалог с Кандинским: на что вдохновил художников Ыб: https://www.bnkomi.ru/data/news/82388/
Деревянная женщина, олень и скамейка: что осталось в Ыбе после симпозиума этнофутуристов: https://www.bnkomi.ru/data/news/82552/
«Архаика и современность»: http://museumkomi.ru/?p=28480
Перформанс «Чудины 7: плач по матери» (фрагмент): http://www.ethnopark-rk.ru/news/1056/
Переплетение времен: http://respublika11.ru/2018/09/28/perepletenie-vremen/
Фотоальбомы ВКонтакте:
https://vk.com/album-32193157_255319129
https://vk.com/album-32193157_255191891
https://vk.com/album-32193157_255320094
Фотоальбомы в Facebook:
Хэштеги ВКонтакте: #АрхаикаИСовременность #ХроникаСимпозиума
Комментарии (0)